Главная
/ Методика развития способностей в начальной школе / Методика формирования фотографической памяти
Методика формирования фотографической памяти
Методика формирования фотографической памяти
Фотографическая память - особый вид зрительной памяти. Он заключается в том, что вы, используя навыки эйдетических представлений, делаете на внутреннем экране образные «фотоснимки». Это значит, что вы осваиваете навык быстро запечатлевать зрительную информацию на внутреннем экране и по мере необходимости считывать её по элементам.
«Фотографировать» разные изображения нужно двумя способами:
1-й способ - каждый раз запоминая большее количество деталей. Так увеличивается объём запоминания.
2-й способ - всегда запоминать место расположения каждой детали, как деталь распределяется, где она находится. Так тренируется память на распределение деталей.
Тренировка фотографической памяти основана на постепенном расширении объёма запечатлеваемых образов и точности распределения на поверхности внутреннего экрана с последующим воспроизводством на бумаге.
Объём фотографической памяти говорит о том, сколько деталей вы сможете запомнить, «фотографируя» объект запечатления. Например, предлагается за короткое время (10-15 сек.) запомнить максимальное количество различных предметов, лежащих на столе, представить их на внутреннем экране и перечислить.
Распределение фотографической памяти - это показатель того, как вы можете запоминать не только отдельные детали или образы, но и их место положения. Примером может стать припоминание того, как и где предметы расположены и в какой последовательности.
Для организации тренировки фотографической памяти используется раздаточный материал. Это:
1. Сетки для размещения образов запоминания и их расположения
Это сетки на 6 и 9 ячеек. Начинать тренировки надо с сеток на 6 ячеек.
Эти сетки следует размещать в малые мультифоры на листа.
К этим сеткам даются бланки фиксации результатов фотографического запоминания в виде19 сеток. Вы рисуете в них образы, которые запомнили.
2. Листы с буквами и знаками для запоминания
Эти листы режутся на отдельные квадраты со знаком и используются как информация для запоминания.
Подготовка сеток для фотографического запоминания
Действие 1. Подготовьте 2 двусторонние сетки на 6 ячеек. Вставьте их в малые мультифоры.
Действие 2. С помощью резака и линейки нарежьте карточки, например, с буквами. Вы подготовили инструмент для конструирования.
Действие 3. Наклейте карточки полосками скотча на мультифору и сделайте творческое задание на фотографическое запоминание букв для партнёра. Подготовьте сразу 4-5 объектов для фотографического запоминания
Методика тренировки:
Поместите заготовленные Вами мультифоры с сетками и образами запоминания в папку. Положите перед партнёром протокол результатов запоминания и предложите приготовиться и настроиться на успешное запоминание.
Откройте перед ним заготовленный материал для запоминания на столько секунд, сколько объектов у вас закреплено скотчем на сетке. Закройте этот материал.
Партнёр должен рассказать, что он запомнил и зарисовать все объекты в протоколе. После этого покажите ему ещё раз материал для запоминания и обсудите его результат.
Сетки протоколов заполняются последовательно от тренировки к тренировке. В протоколе фиксируется количество ошибок по объёму и распределению.
Выполнение задания по объёму считается правильным все точно указанные объекты, даже если их место расположения было не верно.
При подсчете результата выполнения задания по распределению учитывается только верное расположение каждого объекта.
В связи с особенностями подсчёта цифры объёма и распределения могут не совпадать.
Детальное описание методики формирования фотографической памяти представлено в книге автора:
С книгой можно ознакомиться на сайте www.psycho-pedagogica.ru в разделе «готовые образовательные продукты».