Главная » 2013 » Февраль » 22 » Авт. почебут л. г. психология социальных общносте�
08:04

Авт. почебут л. г. психология социальных общносте�





04.05.2012 Метки: качество

Почебут Людмила Георгиевна

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (ТОЛПА, СОЦИУМ, ЭТНОС)

Специальность 19.00.05 - социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук

Санкт-Петербург 2003 г.

Работа выполнена на кафедре социальной психологии факультета

Психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный консультант: Заслуженный работник высшей школы РФ,

Доктор психологических наук, профессор А. Л. СВЕНЦИЦКИЙ

Официальные оппоненты: Доктор психологических наук,

Профессор А. М. ЗИМИЧЕВ

Доктор социологических наук, профессор З. В. СИКЕВИЧ Доктор психологических наук, профессор А. Г. ШЕСТАКОВ

Ведущее учреждение: Санкт-Петербургский гуманитарный

Университет профсоюзов

Защита состоится_________ 27______ марта_____________ 2003 г. в

_______ часов на заседании диссертационного совета Д.212.199.25 по

Присуждению ученой степени доктора психологических наук в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корпус 11, психолого-педагогический факультет РГПУ.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена.

Автореферат разослан «___ »______________ 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Кандидат психологических наук, доцент З. Ф. СЕМЕНОВА

©СПбГУП, 2003

Общность является предметом исследования многих наук - биологии, культурологии, истории, социологии, политологии, демографии, социальной психологии. Накоплен обширный эмпирический материал, который требует анализа, синтеза, осмысления. Необходимость адекватного теоретического описания разных типов общностей диктуется не только познавательным интересом, но и запросами широкой общественной практики.

Понятие общности ввел в науку в 1881 году немецкий социолог Ф. Теннис. Он выделил две категории социальных объединений - общность (Gemeinschaft) и общество (Gesellschaft). Общность основана на чувстве принадлежности, традициях, солидарности, взаимозаменяемости, моральных обязательствах. Общество опирается на интерес, договор, разделение труда, специализацию, правовые обязательства.

Актуальность исследования психологии социальных общностей определяют четыре момента. Во-первых, научно-практический интерес к проблемам психологии социальных общностей связан с особенностями развития современных мировых процессов. Тенденция создания глобальной экономической и политической общности на планете сопровождается глубокими противоречиями в социокультурной сфере. Процесс глобализации мировой экономики сталкивается с противостоянием восточных и западных цивилизаций, межэтническими и конфессиональными конфликтами, ростом терроризма. Создание единой глобальной общности приводит к сопротивлению со стороны локальных социокультурных объединений. Митинги и демонстрации сторонников антиглобализации характеризуются антиобщественным поведением больших масс людей. Угрозы и действия террористов наносят удар государственным и этнокультурным общностям, способствуют усилению международной напряженности. «Век толп» породил революционные потрясения, этнические войны, массовые выступления, террористические акты. Эти явления заставляют психологов сконцентрировать внимание на изучении психологии больших групп людей, установлении закономерностей общественного поведения.

Во-вторых, научный интерес к проблемам социальных общностей вызван современными тенденциями в развитии социально-психологической науки. В истории развития социальной психологии П. Н. Шихирев обнаружил три основные научные парадигмы. Первая парадигма сложилась в начале ХХ века в социальной психологии США. Методологической основой этой парадигмы являются принципы экспериментальной социальной психологии. Парадигма связана с объяснением причин возникновения социально - психологических явлений. В качестве основного выступает принцип методологического индивидуализма. Социально-психологические проблемы изучаются сквозь призму психологии отдельного индивида.

Вторая парадигма сложилась в западноевропейской социальной психологии в конце Х! Х века. В европейской социальной психологии основное внимание традиционно уделялось социальным общностям. Корни этой традиции заложены в работах психологов Г. Ле Бона, Г. Тарда, С. Сигеле, В. Вундта, социологов - Ф. Тенниса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. В настоящее время эту традицию новаторски развивают С. Московичи, Г. Тэджфел, Д. Тернер. В основе методологии данной парадигмы лежит принцип «понимания», разработанный В. Дильтеем и М. Вебером. Три основных постулата западноевропейской парадигмы таковы: 1) не методы, а теория диктуют ход исследования; 2) социальная психология, исследуя поведение человека в социальной среде, имеет своим предметом смысловой, знаковый аспект общения; 3) изучение личности осуществляется сквозь призму социокультурной общности. Парадигма направлена на понимание сущности социально-психологических явлений. Методологическую основу этой парадигмы составляют более «мягкие» качественные методы наук о культуре. Основная модель человека - «homo symbolic», т. е. человек, образующий и интерпретирующий смыслы с помощью символов.

Третья парадигма постепенно складывается в российской науке. Эта парадигма ориентирована на создание единой системы теории, эксперимента и практического применения.

В-третьих, научный интерес к проблемам социальных общностей связан с тенденцией интеграции различных областей научного знания. Б. Г.Ананьев призывал к конвергенции трех наук: антропологии, психологии и социологии. Диссертация написана на стыке социальной психологии, социологии, этнологии и культурологии. Такой междисциплинарный подход позволяет нам всесторонне рассматривать психологические проблемы социальных общностей, так как человек одновременно является членом общностей различного типа и порядка.

В-четвертых, в науке подробно проанализированы социально - психологические особенности таких общностей, как малые группы, организации, семьи. В социальной психологии существуют две ветви: психологическая социальная психология и социологическая социальная психология. Первая ветвь, сконцентрировавшая внимание на социальной психологии личности и малых групп, является достаточно полно разработанной. Вторая ветвь, связанная с проблемами больших социальных и этнокультурных общностей, только в последнее время начинает разрастаться и наполняться новыми теоретическими идеями и эмпирическими фактами.

Проблема и степень ее научной разработанности. В центре нашего внимания находится проблема, возникшая в связи с противоречивым пониманием природы социального. Философской трактовки социального, как высшей формы движения материи, явно не достаточно. Содержанию же феномена социального до последнего времени не придавалось значения. Определению сущности социального и его роли в формировании и функционировании социальных общностей посвящена наша работа. Необходимо установить психические различия и сходства таких общностей, как толпа, социум, этнос, а также выяснить, что является основой психологического объединения людей в целях эффективного управления.

Обращение к проблемам кратковременных общностей (толпа и ее разновидности) характерно для европейских и российских ученых. Психологией толпы на Западе занимались Г. Ле Бон, Г. Тард, С. Сигеле,

A. Фулье, О. Кабанес, Л. Насс, З. Фрейд, А. Фрейд, F. Redl, I. LJanis, E. Canetti, H. Blumer, J. Dollard, Н. Miller, G. W.Allport, L. Postman, H. Cantril, R. Turner, L. M.Killian, N. J.Smelser, D. Riesman, H. Jacobs, H. H.Kelly, S. Milgram, B. Latane, J. Darley, S. Moscovici, E. Aronson, M. Shlacman, H. Gleitman, A. Goffman, E. Le - Rya, Е. D.Martin, D. Riesberg, L. Festinger, A. Pepiton, T. Newcomb. В России эту тему рассматривали Н. К.Михайловский, В. М.Бехтерев, П. А.Сорокин, Л. Н.Войтоловский, П. Н.Симанский, Б. Ф.Поршнев, Е. С.Кузьмин, Б. Д.Парыгин, А. С.Прангишвили, С. К.Рощин, Б. А.Грушин, А. В.Петровский,

B. Е. Семенов, А. М.Зимичев, А. П.Назаретян и др. Поиск социально - психологических оснований формирования толпы не дал однозначных результатов. До сих пор в науке не существует согласованного мнения о закономерностях поведения толпы. Одни ученые считали основой функционирования толпы такие явления, как подражание, заражение, внушение. Другие опирались на эффекты деиндивидуализации, эмпатии, регрессии и пр. Теоретическая неразработанность основ психологии толпы приводит к трудностям управления толпой на практике. Активные футбольные болельщики, поклонники эстрадных кумиров, сторонники одиозных идеологических учений или религиозных сект, сепаратисты и бойцы террористических организаций, собираясь в толпу, испытывают кардинальные изменения в психике, утрачивают культурные формы поведения, проявляют агрессивность.

Социум строится на иных социально-психологических основаниях, чем толпа. Поиском психологических основ общества занимались О. Конт, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, Т. Parsons, П. А.Сорокин, Е. С.Кузьмин, А. Л.Свенцицкий, В. А.Ядов и многие другие. Одни ученые акцентировали свое внимание на взаимодействии структурных элементов внутри общества (теории элиты и массы - V. Pareto, R. Michels, M. Weber, М^й^^Ы, Х. Ортега-и-Гассет, П. А.Сорокин, Г. К.Ашин, Б. А.Грушин); другие - на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм, З. Фрейд, S. Moscovici, J. C.Abric, A. Allansdottir, A. Bangeter, M. Bergmann, G. Breakwell, D. Carlston, G. Duvenn, R. Farr, C. Fraser, J. Jaspars, S. Jovchelovitch, F. Molinari, St. Muncer, A. Campbell, M. Spink, W. Wagner, E. Witte); третьи - на формировании устойчивой системы взаимоотношений между людьми (^Parsons, Р^^, Р^иЬт). Несогласованность и разночтения в понимании основ психологии социума приводит к трудностям в определении направлений общественного развития и формировании солидарности, возникновении социальных конфликтов.

В науке наблюдаются разногласия и в определении психологической сущности этнокультурной общности. Одни ученые придерживаются принципа универсализма, и ищут общие психологические основания различных этнокультурных общностей. Другие стоят на позициях культурного релятивизма и сосредотачивают свое внимание на поиске культурных различий. Проблемами этнокультурных общностей за рубежом занимались E. Tylor, C. Kluckhohn, М. Cole, M. Duverger, G. Hofstede, H. C.Triandis, D. Tusend, и многие другие. В России к проблемам этнокультурных общностей обращались Ю. В.Бромлей, Л. Н.Гумилев, Ю. В.Арутюнян, Л. М.Дробижева, З. В.Сикевич, А. А.Сусоколов, Н. М.Лебедева, Т. Г.Стефаненко, Г. У.Солдатова, А. О.Бороноев, П. И.Смирнов, С. Лурье, В. В.Ильин, А. С.Ахиезер, Ю. П.Платонов и др.

Актуальной проблемой в настоящее время является изучение психологии именно русского народа. Русский народ представал перед западными, да и перед отечественными учеными, как загадочный, трансцендентный феномен. Кросс-культурных исследований в России проводилось крайне мало. Уничтожение «железного занавеса», увеличение числа контактов с западным миром, стремление стать равноправным партнером в культурном, социальном и экономическом взаимодействии с другими народами мира приводит к необходимости изучения психологии русского народа и его этнокультурных особенностей.

Цель теоретико-эмпирического исследования состояла в разработке концепции социально-психологических оснований социальных общностей. Основные задачи исследования:

1. Анализ понятия социальной общности и ее основные признаки.

2. Разработка системы классификации социальных общностей, определение основных критериев классификации.

3. Анализ понятия социального.

4. Вычленение специфики социального в разных социальных общностях (толпа, социум, этнос).

5. Обнаружение особенностей проявления социального в такой общности, как толпа, определение специфики протекания психических процессов у людей в толпе.

6. Определение специфики проявления социального в социуме и изучение некоторых социально-психологических особенностей российского общества.

7. Выявление специфики проявления социального в этнокультурной общности, изучение современной системы ценностей русского народа.

Объектами исследования являлись три типа общностей: толпа, социум и этнокультурная общность.

Предмет исследования составляли социально-психологические процессы формирования и функционирования социальных общностей.

Основная гипотеза. Существуют три стороны проявления социального - социальные инстинкты, социальное взаимодействие и когнитивные процессы социальной категоризации окружающего мира. Эта триада цементирует единство биологического, психического и социального в природе человека. На основе различного проявления социального возникают три основных типа общности - толпа, социум и этнокультурная общность.

Главной методологической основой диссертации явилась современная западноевропейская научная парадигма социальной психологии. Мы привержены основным постулатам данной парадигмы, опирались на ее методологическую основу. Обращаясь к традициям западноевропейской социальной психологии, мы старались обогатить ее новым теоретическим содержанием и эмпирическим материалом.

Решение каждой конкретной задачи опиралось на следующие частные методологические модели:

1. Теорию Ф. Тенниса о двух типах общности.

2. Классификации социальных общностей построены на основе теорий социальной психологии, социологии, культурологии и этнологии.

3. Рассмотрение феномена социального опиралось на теории инстинктов социального поведения, теорию специфичности социального Э. Дюркгейма, феноменологию Э. Гуссерля, символический интеракционизм, когнитивное направление в социальной психологии.

4. Социально-психологическая сущность толпы проанализирована в соответствии с теорией С. Московичи.

5. Социально-психологическая природа социума заложена в теориях элитологии, коллективных представлений Э. Дюркгейма и С. Московичи, социальных эталонных переменных Т. Парсонса.

6. Социально-психологическое исследование этнокультурной общности строилось на основе кросс-культурной психологии и аксиологии.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной психологии предпринята попытка разработки концепции психологии социальных общностей. Взгляд на социально-психологические процессы сквозь призму социальных общностей помогает глубже понять феномен социального. Рассмотрение социальной общности в качестве предмета социально-психологического исследования позволяет в новом ракурсе рассматривать психику индивида и обнаруживать такие психологические закономерности, которые не проявлялись при личностном подходе.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Впервые на основе системной реализации подходов социальной психологии, социологии, культурологии и этнологии систематизированы различные типы социальных общностей.

2. Впервые теоретически проанализированы различные точки зрения западной социально-психологической науки на понимание природы социального, выявлены три стороны его проявлений.

3. Впервые теоретически и эмпирически обоснована специфика протекания психических процессов у людей в толпе, находящейся в определенном эмоциональном состоянии.

4. Впервые в отечественной психологии обнаружен парадокс социально - психологического построения российского общества. В результате эмпирического исследования установлено, что российское общество до настоящего времени сочетает в себе черты и современного общества и традиционной общности.

5. Впервые в результате исследования системы ценностей были выявлены приоритетные ценности индивидуального и социального характера, определена система ценностей русского народа, вскрыты факторы трансформации ценностей. Обнаружена связь системы ценностей с культурным синдромом коллективизма-индивидуализма.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выдвигаемая концепция продемонстрировала свою плодотворность в процессе методологического анализа природы социального. В практической работе с людьми, входящими в разные социальные общности, необходимо ориентироваться на специфичное проявление социального. Знание и учет психологии социальных общностей важны в практике политической и организационной психологии, психологии массовых коммуникаций и формировании связей с общественностью, в этнической и кросс-культурной психологии.

Знание психологии толпы требуется в работе правоохранительных органов. Знание психологии общества может стать основой работы системы государственного управления. Знание психологии этнокультурных общностей может быть применено в системе образования, работе средств массовой информации и культурных организаций.

Описанные особенности социальных общностей могут лечь в основу эффективной организации процессов межкультурного взаимодействия, пропаганды ценностей российской культуры, избирательных компаний.

Практическую значимость имеют также разработанные и апробированные автором методики эмпирического исследования, область применения которых простирается от кросс-культурной и организационной психологии до социологии.

Данные исследования могут быть использованы в учебном процессе. Они включены автором в лекционные курсы «Психология больших социальных групп» и «Этнопсихология», утвержденные программой факультета психологии СПбГУ, а также в других вузах. Автором разработаны и внедрены в учебный процесс программы тренинга «Публичное выступление и воздействие на толпу» и тренинга «Принципы межкультурного взаимодействия».

Положения, выносимые на защиту: 1. В психике человека заложены три варианта проявления социального: социальные инстинкты, социальное взаимодействие и когнитивные процессы социальной категоризации окружающего мира. Связь социального с биологическим осуществляется посредством социальных инстинктов. Связь социального с психическим представлена когнитивными процессами социальной категоризации окружающего мира. Социальное как специфический феномен проявляется в виде взаимодействия индивидов.

2. На основе проявлений социального возникает человеческая общность. В зависимости от того, какой вид социального преобладает, возникают три основных типа общности. Психологическую основу толпы составляют социальные инстинкты, психологическая основа общества опирается на социальное взаимодействие, в психологическую основу этнокультурных общностей заложены когнитивные процессы социальной категоризации окружающего мира.

3. Толпа представляет собой общность, связанную с проявлениями естественной природы человека. В толпе влияние культурных норм на регуляцию поведения человека ослабевает, что приводит к серьезным изменениям в психике человека. Многократно усиливается действие механизма социальной фасилитации, способствующего доминантным реакциям упрощенного инстинктивного типа. В результате происходят серьезные изменения в эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и поведенческой сферах психики человека.

4. Социально-психологическое взаимодействие в социуме представлено тремя процессами - структурирование на большинство и меньшинство (массу и элиту), создание единой системы коллективных представлений, формирование эталонов во взаимоотношениях между людьми. Эти процессы определяют направленность, интенсивность и равновесие взаимодействия. Источником формирования психологии социума является взаимодействие элиты и массы. Социальные представления составляют основное содержание психологии социума. Социальные эталонные переменные - это способы взаимоотношений между людьми. Они представляют собой дихотомии, одну сторону которых должен выбрать человек, прежде чем взаимодействовать с другими людьми.

5. В результате когнитивного процесса социальной категоризации окружающего мира возникают этнокультурные общности, основное предназначение которых состоит в формировании единого смыслового пространства, необходимого для взаимопонимания людей. Стержень смыслового пространства составляют этнокультурные ценности. Приоритетными являются ценности индивидуального характера, отражающие потребности личностного развития: здоровье, свобода, независимость, и ценности социального характера, отражающие потребности нормальных взаимоотношений с людьми: защита семьи, настоящая дружба, верность, честность.

6. Приоритет ценностей индивидуального и социального характера свойствен людям с ориентацией на индивидуалистический тип культуры. Для людей с ориентацией на коллективистический тип культуры важны также ценности, поддерживающие единство общности: национальная безопасность, социальный порядок, мир на Земле.

7. Психологическим средством защиты смыслового пространства является этнокультурная дистанция. Субъективно оцениваемая длина дистанции рассматривается как показатель этнической толерантности. В ситуации межэтнического конфликта толерантность людей, не принимающих участие в конфликте, снижается по отношению к обеим конфликтующим сторонам. Люди психологически дистанцируются от участников конфликта и стараются найти союзников, психологически расширяя и усиливая свою общность.

Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в эмпирическом исследовании, обеспечена теоретико-методологической базой, применением надежных и апробированных методов эмпирического исследования, достаточно большим объемом выборки, соблюдением необходимых конкретно-методологических требований, использованием современного инструментария математической обработки данных.

Апробация работы проведена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Научно-практической конференции «Психология - науке и практике» (Новосибирск, 1989); Научной конференции «Человек в изменяющемся мире» (Санкт-Петербург, 1993); Научной конференции «Социально-психологические проблемы человека» (Санкт-Петербург, 1994); Научно-практической конференции «Психология: итоги и перспективы» (Санкт-Петербург, 1996); Научно - практической конференции «Кто он россиянин будущего века?» (Санкт - Петербург, 1997); Первой Конференции секции этнической психологии при Российском психологическом обществе «Этническая психология и общество» (Москва, 1997); Научно-практической конференции «Проблемы и перспективы гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (Санкт-Петербург, 1999); Научной конференции «Психология спорта» (Санкт-Петербург, 2000); Научной конференции «Образование и психология» (Санкт-Петербург, 2001); Научной конференции «Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии» (Санкт-Петербург, 2002); Научно-практической конференции «Психология и политика» (Санкт-Петербург, 2002).

Структура диссертации состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы, включающего 557 наименований (405 - на русском и 152 - на иностранных языках), семи приложений. Объем основного текста состоит из 412 страниц. В тексте диссертации имеются 19 таблиц, 7 рисунков. В приложении представлены методические материалы и результаты первичного анализа данных, представлено 124 таблицы, 34 корреляционных плеяды, 3 рисунка, 8 гистограмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Общность как предмет социально-психологического исследования» рассматриваются понятие и основные признаки социальной общности. Понятия общности и общества трактуются Ф. Теннисом в качестве идеальных типов, как два полюса континуума, на котором размещается любое из возникающих социальных образований.

В первом параграфе описаны основные различия между общностью и обществом. Существует несколько критериев различий. Первый критерий предложил Ф. Теннис. По его мнению, в основе образования общностей лежит воля людей. Человеку свойственны два типа воли: сущностная и избирательная. Сущностная воля иррациональна, внеиндивидуальна, основана на эмоциональных, аффективных, инстинктивных влечениях. Сущностная воля составляет основу общности. Избирательная воля - это суверенная воля индивида, способного сделать выбор, опираясь на рациональное решение. Она составляет основу общества.

Второй критерий Ф. Тенниса опирается на различия в целях деятельности. В общности деятельность людей направлена на удовлетворение внутренних потребностей, не предполагается обмен результатами труда с другими общностями. В обществе деятельность человека направлена на взаимный обмен товарами.

Третий критерий указывает на фундамент общности. Ф. Теннис различал три типа социальной близости: 1) близость географическая: село, коммуна, приход, нация; 2) близость психологическая или кровнородственная; 3) близость духовная, «родство умов». Общность основана на близости, а общество - на интересе, свободе выбора.

Четвертый критерий выявляет способ возникновения общности. Общность - это естественное, спонтанное образование. Ее сущность экзистенциональна. Вступление в общность не предполагает осознанного выбора. Общество представляет собой сознательное социальное объединение, основанное на договоре, свободном входе и выходе.

Пятый критерий - общность и общество формируют разные типы социальных отношений. Первый тип отношений строится на принципах равенства. Второй тип отношений построен на власти и иерархии. В общности доминируют отношения равенства, в обществе - власти и иерархии.

Шестой критерий определяется природой конфликта. В общности доминируют отношения солидарности, охватывающие широкую и неопределенную сферу жизни. Ф. Теннис называет их «общностью судьбы». Общество характеризуется борьбой интересов различных групп людей, стремлением к компромиссам.

Седьмой критерий различий предложен Т. Парсонсом и заключается в целях вступления в отношения или поддержания их. Общинные отношения - это отношения общего, неопределенного типа, включающие в себя множество вспомогательных целей, часто не осознаваемых. В обществе это ограниченные цели, конкретный обмен благами или услугами.

Восьмой критерий основан на правовых обязательствах. В общности обязательства, как правило, не конкретизированы и не ограничены. Вступая в общинные отношения, партнеры принимают на себя обязательства, материального либо идеального плана, подкрепляемые моральными санкциями. В обществе права и обязанности партнеров ограничены рамками договора, определены правовыми санкциями.

Девятое различие заключается в институциональных нормах. В общности система институционального контроля носит неформальный характер. В обществе эти нормы образуют систему контроля и задают совокупность всевозможных правил.

Десятый критерий опирается на способы проявления социальных установок. В общинных отношениях находят выражения глубоко лежащие, постоянные установки. Действия, совершаемые человеком под влиянием этих установок, получают символическое значение. С подобными символами связаны чувства. Единство установок и ценностей отражает скорее принадлежность к общности, чем к обществу. В обществе установки более динамичны и рациональны, ценности многообразны и противоречивы.

Во втором параграфе показано, что понятие общности является ключевым в социальных науках и, прежде всего, в социальной психологии. В. А. Ядов предлагает рассматривать понятие «общность» в качестве основополагающей категории социологического анализа. Он перечисляет много различных признаков общности, однако решающим он считает процесс самодвижения, развития социального целого. Источник этого самодвижения заложен внутри самой социальной общности, как столкновение интересов социальных групп, классов, других социальных образований. Интегрирующим признаком социальной общности является единый интерес различных людей, который и объединяет их в единое целое.

Современные ученые предлагают в качестве интегрирующего признака не только интерес, но и другие социальные или социально - психологические явления. Так, Б. Д. Парыгин выделяет общение и его характеристики как интегрирующие показатели общности. Он называет три значения понятия «общность»: 1) общность как духовная солидарность; 2) общность как взаимопонимание людей; 3) общность как чувство «мы».

Понятие общности в научной литературе является синонимом понятий социальная система, малая или большая группа, масса, толпа. Оно отражает потребность людей жить сообществами и чувствовать свое единство, солидарность. Социологический аспект понятия «общность» подчеркивает ее материальный характер. Общность для социологов - это реальная социальная группа. Психологический аспект понятия «общность» отмечает ее идеальный характер. Общность для психологов - это близость, единство взглядов, ценностей, установок.

Понятие общности широко применяется в зарубежной социальной психологии. К. Левин основой формирования общности считал эмпатию. По мнению Дж. Келли, общность создается на основе единого истолкования опыта. Э. Аронсон в качестве фундамента общности рассматривал нормы равенства или справедливости, которые регулируют отношения между людьми. Он выделяет два типа отношений. Первый тип - общинные отношения (communal relationships) - это взаимоотношения, построенные на основе норм равенства. Люди обеспокоены потребностями другого человека. Второй тип - отношения обмена (exchange relationships) регулируются нормами справедливости при распределении вознаграждений и затрат. Отношения в современном обществе регулируются нормами справедливости и являются отношениями обмена. В социально-психологической общности доминирующими являются нормы равенства.

Понятие «социальная общность» достаточно часто употребляется как синоним понятий «большая группа», «масса», «толпа». Термин «масса» широко использовали З. Фрейд, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Канетти и др.

Во второй главе «Классификации социальных общностей» отмечается, что одним из способов всестороннего изучения общностей в социальных науках является их классификация. В социальном мире существует огромное количество общностей различного типа и порядка. Мы обнаружили шесть научных подходов к классификации социальных общностей. Глава включает шесть параграфов, каждый из которых посвящен конкретному научному подходу.

Первый - социально-психологический подход - основан на нескольких критериях. В современной отечественной психологии широко известны классификации Г. М.Андреевой, Б. Д.Парыгина, Е. С.Кузьмина, А. Л.Свенцицкого, И. П.Волкова, Н. Н.Обозова, А. И.Донцова, А. А.Петровского, Г. Г.Дилигенского, Л. И.Уманского, А. Г.Ковалева, Я. Л.Коломинского, В. Е.Семенова, И. Р.Сушкова. Первым социально - психологическим критерием может служить дихотомическое деление людей на две группы - «свои» и «чужие». Дихотомия «мы-они» является универсальной психологической категорией самосознания людей, принадлежащих к любой социальной общности. Вторым критерием выступает случайность - историческая предопределенность образования общности. Третьим критерием является время ее существования. Четвертый критерий - структурная целостность общности. Пятый критерий различает социальные общности на основании специфики психического склада.

Второй - количественный подход - дифференцирует общности по принципу численности людей, являющихся их членами. Подробные классификации разрабатывали Б. Ф.Поршнев, Б. Д.Парыгин, Б. А.Грушин. Они выделяли глобальные и локальные общности. Мы также классифицировали социальные общности с позиций количественного подхода, определяя три типа: 1) микрогруппы - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) мезогруппы - относительно многочисленная общность людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии;

3) макрогруппы - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Третий - естественнонаучный подход - связан с представлениями о человечестве как единой общности всех людей на нашей планете. Подобное понимание общности встречается в трудах А. С.Лаппо-Данилевского,

B. И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена.

Четвертый - социологический подход - обнаруживает семь критериев для классификации социальных общностей: Первый критерий - это уровень развития мышления (О. Конт, Дж. Фрэзер). Второй критерий - логическое восхождение от простого к сложному (Э. Дюркгейм, П. А.Сорокин,

C. С. Фролов). Третий стратификационный критерий (П. А.Сорокин, Б. Барбер). Четвертый классовый критерий (Ф. Джеймс, Д. Гилберт, И. А.Каль). Пятый структурно-функциональный критерий (Т. Парсонс). Шестой эволюционный критерий (Т. Парсонс, Д. Белл, О. Тоффлер). Седьмой атрибутивный критерий (Н. Тиэ). Множество критериев, положенных в основу социологических классификаций, начиная от различных типов мышления и заканчивая типами групповой идентификации, показывают неразрывную связь между психическими и социальными явлениями.

Пятый - культурологический подход - опирается на три критерия. Во-первых, это критерий универсальной эволюции культурных общностей (Э. Тайлор, Л. Э.Уайт, Дж. Х.Стюард, М. Коул). Во-вторых, цивилизационный критерий (О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. А.Сорокин, К. А.Виттфогель, М. Маклюэн, Ж. Аттали). Понятия культуры и цивилизации не тождественны. Большинство ученых соглашаются с тем, что цивилизации - это и определенный уровень развития культуры, и определенный тип культуры. Поэтому можно говорить о культурных и цивилизационных общностях. О. Шпенглер называл цивилизации «высокими культурами», Н. Данилевский

- культурно-историческими типами, П. А.Сорокин - «социально - культурными суперсистемами», Н. Бердяев - «великими культурами»,

A. Д. Тойнби - культурными общностями. В-третьих, кросс-культурный критерий (Ф. Боас, М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Триандис, Г. Хофстед, Р. Д.Льюис). Данный критерий предполагает сравнение ценностей и особенностей психики и поведения людей различных культурных общностей.

Шестой - этнологический подход. Социально-деятельностную трактовку понимания природы этноса предлагали Ю. В.Бромлей и Э. С.Маркарян; биологическую - Л. Н.Гумилев; социально-информационную

- С. А.Арутюнов, А. А.Сусоколов, Н. Н.Чебоксаров; экоадаптивную -

B. П. Алексеев; социально-психологическую - Н. М.Лебедева, З. В.Сикевич, Т. Г.Стефаненко, Ю. П.Платонов; аксиологическую - А. О.Бороноев и П. И.Смирнов. Этнологический подход опирается на следующие критерии: исторический (Ю. В.Бромлей, Дж. К.Фейблман); ареальный (А. Л.Кребер, Дж. П.Мердок); лингвистический; этническая систематика Л. Н. Гумилева.

Логика нашего исследования предполагала выяснение того, что является первопричиной образования общности, какая сила заставляет людей объединяться для совместного бытия. Такой силой, с нашей точки зрения, является феномен социального.

Третья глава «Феномен социального как основы общности» посвящена теоретическому анализу феноменологии социального. Необходимость выявления механизмов формирования, функционирования и стабильности общности, потребовала разрешения следующих вопросов: в каких конкретно феноменах проявляется глубинное содержание социальной жизни? связана ли социальная жизнь с психической? что является доминирующим компонентом этой взаимосвязи? Ответы на эти вопросы ученые пытаются найти в ходе научной дискуссии на тему: «О соотношении биологического, психического и социального».

С нашей точки зрения, трудности в разрешении этой проблемы связаны с тем, что логически и научно не определены понятия, используемые в данной дискуссии. Противоречивое понимание природы социального приводит к неоднозначности толкования данного термина.

В первом параграфе «Биологизаторское направление» проанализированы теории социальных инстинктов, популярные в социологии, социальной психологии, психоанализе. Теорию инстинктов социального поведения развивали Г. Спенсер, У. Г.Самнер, У. Макдугалл, В. Троттер, Р. Д.Коллингвуд, В. Парето, Т. Б.Веблен, В. М.Бехтерев, А. А.Богданов, П. А.Сорокин, А. Гелен, З. Фрейд, К. Г.Юнг, Т. Дои, Н. Элиас. По мнению С. Московичи, связь между энергией инстинкта и человеческими отношениями, по-видимому, прервана. Но так ли полностью современный человек освободился от влияния инстинктов?

Существование социального инстинкта доказывают различные социально-психологические эксперименты. Психологическими

Проявлениями социального инстинкта являются эффекты социальной фасилитации и чувство принадлежности к общности. Это две базовые инстинктивные реакции. Люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно и инстинктивно. Эффект социальной фасилитации проявляется как инстинктивное усиление в психике человека доминантных реакций упрощенного типа в присутствии других людей. Проявление социальной фасилитации доказывает, что социальный инстинкт существует и является нитью, связывающей биологическое, психическое и социальное воедино. У человека также есть врожденная, инстинктивная потребность принадлежать к социальной группе. Эта потребность проявляется в любом обществе и любой культуре. Однако человек с помощью воли способен контролировать свои инстинкты.

Во втором параграфе «Социологическое направление» рассматривается идея специфичности социального, выдвинутая Э. Дюркгеймом. Он отрицал роль социальных инстинктов в общественной жизни. Самым элементарным проявлением социального, по мнению

Э. Дюркгейма, является взаимодействие. Природу социального с точки зрения взаимодействия раскрывали П. А.Сорокин, Т. Парсонс, Р. Бейлз, Дж. Хоманс, Д. Картрайт, А. Зандер, С. Аш, А. И.Донцов.

Выводы, сделанные на основе социологического анализа, состоят в следующем. Во-первых, понимание Э. Дюркгеймом социального многозначно и противоречиво. С одной стороны, элементарным социальным фактом он считал взаимодействие, как специфическое явление, внешнее принуждающее начало по отношению к индивидам. С другой стороны, он был вынужден согласиться с тем, что существует внутреннее психическое чувство, такое как религия, которое общество внушает своим членам. Именно оно является конкретным воплощением социального. Во-вторых, современные французские социологи отказались от социологического детерминизма Э. Дюркгейма. Следуя парадигме П. А.Сорокина, они доказывают, что социальное проявляется там, где возникает психическое взаимодействие между людьми. В-третьих, социальное обладает принудительной силой по отношению к индивиду. Социально-психологические эксперименты доказывают факт принуждения во время взаимодействия.

Реакцию индивида на принуждение со стороны других членов группы С. Аш обозначил термином «конформизм». Ни в одном из экспериментов С. Аша, М. Шерифа, Р. Кратчфилда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрения за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому давлению. Тем не менее, люди добровольно подчинялись групповому давлению и проявляли конформизм. В целом, конформная реакция, подчинение индивида принуждению со стороны группы людей в процессе группового взаимодействия - это и есть то самое проявление социального, которое имел в виду Э. Дюркгейм.

В третьем параграфе «Психологическое направление» проанализированы иные истоки понимания природы социального. Они заложены в феноменологии Э. Гуссерля, теории социального конструирования действительности А. Щюца, социологии знания П. Бергера и Т. Лукманна, символическом интеракционизме Дж. Г.Мида, когнитивном направлении в социальной психологии, теориях социальной идентичности Г. Тэджфела и самокатегоризации Дж. Тернера.

Сущность психологического подхода может быть охарактеризована, как стремление объяснить социальное поведение посредством изучения познавательных процессов. Независимо друг от друга вышеупомянутые ученые пришли к мысли, что социальное создается сознанием человека, является когнитивным конструктом. Цель психологических исследований состоит в поиске «минимального основания социального». Экспериментально обнаружено, что социальная категоризация возникает при межгрупповом взаимодействии. Человек начинает классифицировать окружающий социальный мир на категории «мы» и «они» и строит групповую идентичность. Феномен социального необходим людям для установления единого смыслового поля.

По нашему мнению, понятие социальная категоризация Г. Теджфела и Дж. Тернера близко понятию типизация А. Шюца. Они описывают одно и то же явление - когнитивную способность человека классифицировать окружающий мир, прежде всего социальный мир. Представление Дж. Мида об обобщенном другом дает индивиду такую возможность. Категория «мы» и категория «они» в персонифицированном виде предстают перед нами как обобщенный другой. Таким образом смыкаются феноменология, символический интеракционизм и когнитивная психология. Социальное предстает как продукт когнитивных психических процессов.

В четвертом параграфе описывается теоретическое обоснование концепции. Проведя анализ научной литературы, мы пришли к выводу: социальное в природе человека имеет три стороны проявления. Опираясь на биологическую природу человека, социальное проявляется, как социальный инстинкт. Как специфическая реальность социальное существует в виде взаимодействия людей, интеракции. Психическая сущность в социальной природе человека представлена когнитивными процессами социальной категоризации окружающего мира с целью установления между людьми единого смыслового поля для наиболее эффективного их взаимопонимания.

Понятие социального многозначно, но природа человека едина. Биологическое, психическое и социальное составляют взаимосвязанную триаду. Связь социального с биологическим осуществляется посредством социальных инстинктов. Связь социального с психическим осуществляют когнитивные процессы категоризации окружающего социального мира. Социальное как специфический феномен проявляется в виде взаимодействия индивидов. Таким образом, мы имеем три стороны, три ипостаси социального: социальные инстинкты, социальное взаимодействие и когнитивные процессы социальной категоризации окружающего мира. Так взаимосвязью биологической, психической и социальной природы обеспечивается целостность человека. Проявление трех сторон социальной природы человека представлено на рис.1.

Социальная сущность:

Психическая сущность:

Взаимодействие между

Когнитивные процессы

Людьми

/ социальное N

Социальной категоризации

Биологическая сущность:

Социальный инстинкт

Рис.1. Три стороны проявления социальной природы человека.

Социальный инстинкт - это основанное на биологической природе человека проявление социального. Не существует социальных видов поведения людей, которые не были тем или иным образом врожденными. Именно инстинкты, возникая в биологической природе человека, проходя через его психические структуры, служат нитью, связывающей биологическое и социальное. Существование социальных инстинктов доказывают различные социально-психологические эксперименты. В поведении людей социальные инстинкты проявляются как чувство принадлежности к группе и социальная фасилитация в ответ на присутствие других.

Социальное взаимодействие - это обмен между людьми различными представлениями, верованиями, чувствами, идеями, действиями. Оно имеет психическую природу и отражается в сознании людей. Социальное взаимодействие проходит три стадии. На первой стадии предмет взаимодействия сосредоточен в психике людей. На второй стадии предмет взаимодействия принимает непсихическую форму, превращаясь в символ. На третьей стадии он снова получает психическое бытие в воспринявшем его субъекте. Для эффективного взаимодействия необходимо единообразное проявление и понимание символики. Функцию создания такого единообразия осуществляют процессы социальной категоризации окружающего мира.

Категоризация - это способ познания посредством классификации и типизации предметов окружающего мира с использованием наиболее общего понятия, выражающего одно из основных отношений бытия. Социальная категоризация - это один из видов категоризации, то есть способ познания с помощью классификации и типизации окружающих людей. Социальная категоризация возникает только в отношений людей и самого себя.

С нашей точки зрения, социальное выступает в качестве необходимого условия взаимопонимания людей, живущих в едином смысловом пространстве. В то же время социальное создает барьеры для взаимопонимания людей, использующих для жизни различные смысловые пространства. Индивид, категоризируя людей на своих и чужих, преследует две цели. Во-первых, он старается добиться взаимопонимания в едином смысловом пространстве, находясь среди тех, кого он отнес к категории «мы». Во-вторых, он старается сохранить свою неприкосновенность и безопасность, попадая в иное смысловое пространство, взаимодействуя с теми, кого он отнес к категории «они», чужими. Создание тайных смыслов, понятных для своих и не ясных для чужих, является главным предназначением социального как когнитивного конструкта. Такие тайные смыслы заложены в средствах вербальной и невербальной коммуникации. Единое смысловое поле - это порождение культуры, а критерии отбора того, кого можно допускать в это смысловое поле, а кого следует остерегаться, это функция социального.

Наша концепция состоит в следующем. В целостном поведении человека присутствуют все три варианта проявления социального. В зависимости от того, какая сторона социального доминирует в конкретной ситуации: социальные инстинкты, социальное взаимодействие или социальная категоризация, возникают три основных типа общности. Доминирование социальных инстинктов над другими двумя сторонами социального мира имеет место в кратковременной общности - толпе.

Доминирование социального взаимодействия характерно для общества. Доминирование процессов социальной категоризации свойственно этнокультурным общностям.

Подобное понимание влияния того или иного типа социального отнюдь не означает, что другие стороны социального не имеют никакого значения в данной общности. Речь идет не о проявлении принципиально нового группообразующего свойства, а о смене принципа построения общности, о последовательном разворачивании природы социального. Триединое проявление социального характерно для целостного поведения человека в малых группах. В общностях большего размера поведение человека дифференцируется в зависимости от преобладания одного из видов социального. Наша цель состоит в том, чтобы эмпирически доказать преобладание теоретически обнаруженных сторон социального в тех или иных видах общности.

Различные объединения людей базируются на основе проявлений социального. В малых группах постоянный и непосредственный контакт людей требует, чтобы все три вида социального проявлялись одновременно. Люди инстинктивно реагируют на присутствие друг друга (социальная фасилитация), оказывают принуждающее влияние на партнера при взаимодействии (конформизм), осуществляют когнитивные процессы социальной категоризации (идентификация, сравнение, атрибуция). В больших группах непосредственные контакты отсутствуют или крайне кратковременны. Равновесие в проявлениях социального в большой группе нарушается, одна из сторон проявлений социального начинает доминировать.

Четвертая глава «Психология толпы» посвящена анализу протекания психических процессов человека в толпе. Здесь кардинально меняется психика. Основными регуляторами поведения становятся инстинкты. Когнитивные процессы, направленные на познание и категоризацию окружающего мира, значительно ослабевают. Взаимодействие между людьми становится односторонним, правила и нормы утрачивают свою регулирующую функцию. Особенно сильные изменения психический мир человека претерпевает в толпе, приведенной в определенное возбужденное состояние. Человек на некоторое время утрачивает культуру, и его психика проявляется в «неокультуренном» виде. Доминирование инстинкта приводит к ослаблению воли, и человек психологически и социально выпадает из рамок культуры и становится беззащитен перед внушающим воздействием. В настоящее время для психолога толпа представляет единственный вариант изучения психики, не подверженной культурному влиянию.

В первом параграфе «Теоретические исследования толпы в западной психологии» проанализированы взгляды Г. Ле Бона, Г. Тарда, С. Сигеле, О. Кабанеса, Л. Насса, П. А.Сорокина, З. Фрейда, С. Московичи. Г. Ле Бон первым сформулировал парадигму изучения толпы, сосредоточив внимание на трех проблемах: изучение психики и поведения индивида в толпе;

Изучение поведения толпы как целостного образования; изучение влияния вождя на поведение толпы. С. Московичи сформулировал основной постулат социальной психологии: все, что является коллективным, бессознательно; все, что бессознательно, является коллективным. Толпа, являясь коллективной формой поведения, пробуждает в человеке бессознательное. Прорыв бессознательного в сознание побуждает человека к коллективным формам поведения. Итак, открытие психологии толпы в конце XIX в. послужило основой обнаружения феномена коллективного бессознательного.

Во втором параграфе «Теоретические исследования толпы в российской психологии» показано, что впервые в мировой науке проблему психологии толпы поставил Н. К.Михайловский в 1879 г. Он первым предпринял попытку выявить природу бессознательного в массовом поведении. Н. К.Михайловский считал, что бессознательное содержит не дошедшие до порога сознания человека факты и проявляется в виде механизма автоматического подражания движениям. Бессознательное подражание - это необходимое дополнение к сознательной деятельности людей.

Несмотря на устоявшееся мнение о том, что идея существования бессознательных слоев психики принадлежит единолично З. Фрейду, видимо, это не так. Уже в конце XIX в. мысль о наличии бессознательных психических элементов появилась в научном сообществе. В России Н. К.Михайловский, во Франции Г. Ле Бон, в Австрии З. Фрейд начинают размышлять о сущности бессознательного. С большой долей вероятности можно утверждать, что приоритет открытия коллективного бессознательного и его особой роли в массовых процессах принадлежит российскому ученому Н. К.Михайловскому.

Проблемой бессознательных инстинктивных механизмов функционирования психики интересовался и В. М.Бехтерев. Он отмечал, что воздействие на людей в толпе осуществляется с помощью внушения.

Большое внимание психологии толпы уделял В. Н.Войтоловский. «Колыбелью всякой общественности оставалась и остается толпа», - подчеркивал он. Социальные инстинкты действуют на волю, чувства и активность людей.

Б. Д. Парыгин специально занимался проблемами массовой психологии. Он отмечает, что массовая психология многолика по своим проявлениям и не сводится к психологическому состоянию и поведению толпы. Толпа - это всего лишь наиболее яркое и концентрированное проявление того, что свойственно большой массе людей: экзальтация, эмоциональный максимализм, внушаемость, готовность к немедленному действию, завышенные ожидания, преклонение перед героем. В толпе сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участников приобретают одно и то же направление. Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дал бы волю, будь он один. В толпе он не склонен к обузданию этих инстинктов, потому что толпа анонимна.

На взгляд С. К.Рощина, в западной науке принято слишком широкое толкование понятия «толпа». Сюда включают разные формы социальных движений. «С психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное скопление людей, не имеющих общей осознанной цели и, как правило, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения», - отмечает он.

Интерес к проблемам толпы в России в последнее время возрастает в связи со сложностью политической и экономической ситуации в стране, межэтническими конфликтами, ростом терроризма. Знание и понимание психологии толпы, содержания коллективного бессознательного может способствовать разрешению многих социальных проблем.

В третьем параграфе «Экспериментальные исследования массового поведения в американской психологии» отмечается, что американские психологи сосредотачивают свое внимание на поведении индивида, а не толпы в целом. N. Meir, G. Mennenga, H. Stoltz, J. French, H. Kelley, B. Latane, J. Darley, J. Rodin, D. Batson, H. A.Hornstein, J. Marton, K. Sole, S. Milgram провели много экспериментов, открыв ряд социально-психологических эффектов: эффект невмешивающегося свидетеля; эффект социальной уступчивости и эффект притягательной силы большой группы людей.

Так, эффект «невмешивающегося свидетеля», обнаруженный Б. Латанэ и Дж. Дарли, означает, что число свидетелей трагического происшествия влияет на оказание помощи жертве. Присутствие большого количества людей на деле уменьшает вероятность того, что хоть кто-то придет на помощь. Б. Латанэ выявил условия, которые способствуют тому, что люди приходят на помощь друг другу: 1) чувство общей судьбы или общности, возникающее у людей, связанных едиными интересами, средой обитания; 2) невозможность уклониться от ситуации, например, прямая просьба о помощи; 3) убеждение в том, что ситуация критическая, чрезвычайная; 4) способность принять на себя персональную ответственность за вмешательство в ситуацию; 5) помощь оказывается чаще в том случае, если человек уверен, что только он один знает о чрезвычайной ситуации.

Большое количество интересных и виртуозных экспериментов провел С. Милграм. Задача его исследования состояла в том, чтобы выявить механизмы соблюдения социальных норм. Так, один из экспериментов проходил в метро Нью-Йорка. С. Милграм отмечает, что повседневная деятельность людей подчиняется резидуальным нормам, которые определяются по двум критериям: 1) большинство людей согласны с ними и автоматически их выполняют; 2) эти нормы остаются незаметными до тех пор, пока не происходит их нарушение. Помощники С. Милграма нарушали резидуальные нормы, обращаясь с просьбой уступить место в вагоне метро.

Большинство испытуемых уступали свое место. Таким образом, был обнаружен «эффект социальной уступчивости», проявляющийся как нежелание отстаивать резидуальные правила, т. е. официально не согласованные (бессознательно установленные) нормы.

Эффект «притягательной силы большой группы людей» показывает, что величина группы влияет на желание человека присоединиться к ней. С. Милграм экспериментально установил, что численность стимульной группы оказывает существенное влияние на количество людей, присоединившихся к ней.

Четвертый параграф «Феноменология психологии толпы» посвящен описанию основных характеристик психолог

Просмотров: 893 | Добавил: bvickhathe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация