Развитие памяти у детей идет очень быстрыми темпами, особенно в дошкольном возрасте. Однако способность к запоминанию и воспроизведению не подчиняется воли и желанию ребенка. Он не ставит перед собой задание запомнить. Его память непроизвольна. Он выучивает то, что интересно и нужно ему в данный момент, то есть то, что касается его непосредственной деятельности.
Развитие памяти у детей: приемы запоминания
Количество запоминаемого у ребенка напрямую зависит от его зрительного, слухового восприятия и от его умения сосредоточиться. Эти и речевые способности помогают развивать все виды памяти. Что касается приемов запоминания, то их для ребенка должен выработать родитель.
Развитию памяти у детей 3-6 лет нужно уделять большое внимание, поскольку в этот период скорость их запоминания опережает развитие прочих способностей. Дети подсознательно стимулируют ее, задавая множество вопросов взрослым. Дошкольники с удивительной быстротой запоминают веселые и забавные стишки, песенки, считалки.
Ближе к шести годам ребенок уже может поставить перед собой задание выучить или вспомнить что-либо. Так начинает формироваться произвольная память. При помощи специальных развивающих игр эти проявления нужно стимулировать, помогать ребенку развиваться.
Развитие памяти у детей: упражнения и игры
Процесс стимуляции развития памяти неразделим от других развивающих занятий. Когда мы носим на руках еще совсем кроху и рассказываем ему об окружающем мире, мы расширяем его пассивный словарь и стимулируем, развиваем память. Читая ему книги, рассказывая стишки, побуждая повторять за нами, сначала последние слова, потом весь текст, мы также развиваем его словесно-смысловую память. Возвращаясь к прочитанному, к событию из недалекого прошлого, задавая малышу уточняющие вопросы, мы развиваем память.
Полезно возвращаться и перечитывать уже знакомые произведения. Дети, слушая рассказ, в основном следят за сюжетной линией, выпуская из виду детали и подробности. Поэтому полезно анализировать прочитанное, задавать ребенку уточняющие вопросы, просить пересказать услышанное. Обращайте внимание на логику рассказа. Учите ребенка воспринимать и рассказывать сюжет в хронологической последовательности, чтобы в нем был смысл.
И главное, нагружайте ребенка постепенно, чтобы не отбить в нем охоту к занятиям.