Главная » 2014 » Июнь » 25 » Маленькая книжка о большой памяти
21:58

Маленькая книжка о большой памяти






26 октября 2012 г., 21:51

Память действительно большая, а книжка действительно маленькая. Около тридцати страниц в электронном формате. Это не художественная литература, и даже не очень-то научно познавательная. Больше всего здесь подходит определение клинический случай. Словно бы умудренный и седовласый профессор докладывает на конференции. Но при этом докладывает простыми словами, избегая профессионализмов, чтобы случайно заглянувшей в конференц-зал уборщице тоже было интересно и понятно.

В книге описывается случай некоего Ш., человека, обладавшего феноменальной памятью. Феноменальной как по своей мощи, так и по своей бесполезности. Ну вот смотрите, Ш. может за 2-3 минуты запомнить огромный список никак не связанных друг с другом слов, слогов, цифр, причем длина этого списка практически не ограничена. А потом преспокойненько всю эту дребедень воспроизвести спустя 15-20 лет. Практической пользы от этого никакой, разве что публику развлекать, работая мнемонистом, да мозги свои отдать на растерзание ученым во славу их докторских диссертаций. При поражающей способности запоминать отдельные слова, Ш. терялся, если надо было запомнить более-менее связный текст. У него были огромные проблемы с запоминанием и узнаванием лиц. Ему было очень сложно забывать. А забывать было что! Поскольку работа мнемониста это те самые списки-списки-списки каждый день, голова забита ими под завязку. Лурия не особо углубляется в этиологию и "патогенез" такого феномена, но выделяет две основные особенности, без которых такой объем запоминания был бы скорее всего невозможен. Это синестезия и эйдотехника.

Синестезия - "сообщные чувства". То есть вот слышишь ты голос другого человека. И при этом видишь, что голос этот - коричневый, в крапинку, какой-то такой с пушистинками и катышками, и чувствуешь, что голос этот шершавый и царапается, и на вкус он горьковатый, с кислинкой, и хозяйственным мылом пахнет. Вот так примерно Ш. воспринимал этот мир - его органы чувств неспособны работать отдельно друг от друга. Именно отсюда ноги растут у плохой памяти на лица. Лица - они ж разные! На них эмоции, мимика, гримасы - и это каждый раз вызывает новые синестетические ощущения. Запомнить такую чувственную кашу - все равно, что пытаться запомнить непрерывно меняющуюся тень от листвы на асфальте в ветреную погоду. Синестезия, кстати, это вполне себе неврологическая проблема, нарушение восприятия. Так что Ш., это не человек, получивший от природы дополнительную плюшку в мозг, а в некотором роде человек больной и страдающий. Не очень круто всю жизнь барахтаться в болоте ощущений, и не иметь возможности их контролировать.

Эйдотехника. Тоже вещь веселая. Каждое слово рождало у Ш. определенную ассоциацию, и собственно процесс запоминания заключался в нанизывании цепочки ассоциаций друг на друга.

Мне говорят "Jbi bene ubi patria". Я не знаю, что это такое. Но вдруг передо мной возникает Беня (bene) и pater (отец)..., и я просто запоминаю: они где-то в маленьком домике в лесу и... ссорятся...".

Я бы каждому посоветовал хоть немного научиться эйдотехнике, потому что полезно. Телефоны, дни рождения, число пи в конце концов выучить, дабы перед барышнями щеголять... Ни для чего больше она к сожалению неприменима. Читаешь про Ш., у которого эти ассоциации всплывают постоянно, неконтролируемо, и проникаешься сочувствием. Он не мог нормально читать стихи, научную и художественную литературу.

Но как представить "взаимное проникновение противоположностей"? Я вижу два темных облака пара... Это темное "противоположное". Вот они надвигаются друг на друга, проникают друг в друга. А вот "отрицание отрицания"... Нет, я никак не могу представить это. Я долго бился над этим, но, по совести, так и не понял.

Интересно. Познавательно. Жалко. Завидовать не хочется. Хочется удивляться неисповедимым путям человеческого мозга.

Просмотров: 494 | Добавил: bvickhathe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация