Главная » 2012 » Август » 15 » Память, как составляющая познавательной сферы личности
07:29

Память, как составляющая познавательной сферы личности





Память, как составляющая познавательной сферы личности

Память, одна из составляющих познавательной сферы личности, сложный психический процесс, включающий в себя частные процессы, непосредственно связанные друг с другом. Память — это дар, который дается человеку при его рождении, у единиц, это феноменальная память, у большинства людей — обычная, а кому-то достается "плохая" память (которая, скорее всего, не настолько плохая, просто недостаток внимания сказывается на памяти). То есть все психические процессы, и состояния человека связаны друг с другом и, естественно, оказывают взаимное влияние.

Память человека — это следовое отражение информации, которая запоминается, сохраняется, не где-то во внешних носителях памяти, а в головном мозге, а затем может быть воспроизведена или узнана.

Развитие памяти

Благодаря памяти человек может не только ориентироваться во внешнем мире, но и приобретать опыт, используя полученную информацию в повседневной жизни и работе. Хорошая память в совокупности с другими свойствами и качествами человека дает возможность достичь намеченной цели в избранной профессиональной деятельности, получить необходимый опыт, использовать информацию для своей работы и многое другое. При улучшении памяти процесс обучения и самообучения протекает быстрее и продуктивнее, быстрее и качественнее Вы будете проводить необходимые операции и действия за счет меньшего количества ошибок, увеличения скорости и применения полученного ранее своего опыта и опыта, накопленного поколениями. Развивать память можно и нужно одновременно с общим развитием человека. Так, например, без развития внимания, мало, что даст развитие памяти, ибо если Ваше внимание "не заметит" чего-либо важного, то в памяти это не отразится. За "плохую" память не стоит упрекать природу, гены, прежде всего, виноват сам человек, который не прилагает достаточных усилий для улучшения своей памяти, есть в этом и вина воспитателей, не уделявших должного внимания развитию памяти в детстве.

Давайте разберемся в том, как работает наша память. Можно выделить две фазы памяти: лабильную, удерживающую след информации (кратковременную память) и стабильную, сохраняющую след информации (долговременную память). Жизнедеятельность человека определяет различные формы проявления мнемической деятельности (деятельность памяти и ее процессов), ее достаточно многообразные виды, которые можно подразделить по трем критериям:

  • По характеру целей: непроизвольная и произвольная память.
  • По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память.
  • По времени закрепления и сохранения информации: кратковременная и долговременная память.

Однако все виды памяти органично связаны. Например, словесно-логическая память, являясь кратковременной или долговременной, может быть как произвольной, так и непроизвольной. Кратковременная память всегда предшествует долговременной, являясь стадиями одного мнемического процесса.

Кратковременная (краткосрочная) память — это вид памяти, мгновенно определяющий необходимость достижения цели данного действия, включает в себя процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. В оперативной памяти информация хранится и обрабатывается примерно 0,25 секунды. За это время наш мозг решает — стоит ли эту информацию передавать в иные, вышестоящие разделы памяти или нет. Если нет, то информация стирается и заменяется новой. Этот процесс непрерывный. В кратковременной памяти информация храниться уже около 20 секунд. Информация, хранящаяся в ней, также, оценивается по важности и в случае, если она не повторяется или имеет малое значение — стирается.

Что касается тех элементов информации, которые повторялись ранее, или имеют большое значение, сохраняются в долговременной памяти. Тут информация храниться достаточно длительное время или всю жизнь. В долговременной памяти может храниться любое количество информации, но глубина запоминания, так или иначе, зависит от трех главных факторов — повторение информации, значение информации (эмоциональная составляющая), понимание информации.

Таким образом, все, на что обращает внимание человек, проходит через оперативную память, но далеко не все попадает в долговременную память. Это своеобразный защитный механизм памяти от "перегрузки". В нашей памяти установлен естественный "фильтр", выработанный эволюцией. Этот "фильтр" пропускает через себя только важную информацию, повторяющуюся информацию и информацию, которая была воспринята для абсолютного понимания. Эти три принципа — ключ к возможностям нашей памяти.

Просмотров: 429 | Добавил: bvickhathe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация