Главная » 2012 » Август » 24 » Развитие памяти и внимания
21:05

Развитие памяти и внимания





Развитие памяти и внимания

Люди не равны способностями от природы, это давно известно и не подлежит сомнению. У кого-то лучше развиты одни стороны личности и качества, у кого-то другие. Аналогично ситуация обстоит с нашей памятью. У некоторых людей она великолепна с рождения, а кто–то с трудом запоминает код от двери подъезда или собственный телефон.

Но даже если Вы не получили сверхпамять с рождения существуют методики для развития памяти у людей различного возраста и способностей. Разумеется, легче научиться новому в молодом возрасте. Но и у зрелости есть свои преимущества: богатый жизненный опыт и навыки упорядочивания и систематизации информации, лежащие в основе запоминания и управления вниманием.

Даже тем людям, которые в состоянии запомнить телефонный справочник и воспроизвести его через несколько лет, необходимы регулярные упражнения для поддержания и развития памяти. Поскольку любой дар, если им не пользоваться, притупляется и приходит в негодность.

Преимущества развития памяти и внимания

Любой, кто когда-то был студентом, понимает, как замечательно воспринимать материал без длительной и монотонной зубрежки. Но было бы неверно считать, что хорошая память нужна только учащимся и людям, по долгу службы оперирующим большими массивами информации. Замечательная память лежит в основе многих важнейших человеческих способностей. Таких, например, как ясное мышление. Развитая память – это легкость доступа и оперирования актуальной и необходимой в текущий момент информацией. А, значит, скорый анализ имеющихся данных и принятие оптимального решения.

Память человека устроена таким образом, что запоминаем мы только то, что сумели заметить, а замечаем — только если внимательны. Поэтому было бы в корне неверно говорить только о памяти и не упомянуть о тесной взаимосвязи с развитием внимания, на что и опирается большинство современных методик, развивающих одновременно с памятью способность замечать. И этому можно только порадоваться. Ведь так много проблем на работе, в личной жизни и в обычных бытовых ситуациях возникает только из-за невнимательности.

Благодаря развитой памяти и вниманию расширяется сфера жизненных интересов, жизнь меняется к лучшему. Проще воспринимается новое, все то, что помогает победить в конкурентной борьбе, зарабатывать больше или получить более достойную должность. К примеру, слушая публичное выступление, вы легко можете запомнить, и, следовательно, потом проанализировать мысли оратора. Для детей развитое внимание – это легкое усвоение информации и, соответственно, хорошие отметки. Если вникнуть глубже – именно развитое внимание и память позволяют детям полюбить учебу, получать от нее радость и повышать самооценку.

В результате развития памяти по определенным методикам Вы отходите от традиционного «механического» запоминания больших информационных массивов, то есть выходите на новый уровень формирования и развития личности. Вы обретаете навык полнее усваивать и перерабатывать информацию, приводя ее в такую форму, в которой из нее можно извлечь максимальную пользу. А заодно увязывать новое с уже известным, отбрасывать устаревшие сведения, заменяя их актуальными.

Развитая память и внимание позволяют без боязни выступать перед аудиторией, удерживать ее интерес к своей речи. Волнение способно в самый ответственный момент создать ситуацию, в которой знакомый текст улетучивается из головы. Если же память хорошо развита, Вы не окажетесь в такой ситуации. Развитая способность замечать помогает определить настроение аудитории в текущий момент и моментально реагировать на эмоциональные колебания, что позволяет установить контакт и заинтересовать слушателей.

Думается, достаточно аргументов в пользу развития памяти и внимания. Пора рассказать о методиках, позволяющих не только сохранить, но и эффективно развить память в любом возрасте.

Эйдетическая память

Учеными разработан ряд современных прогрессивных методик, позволяющих не просто облегчить запоминание всем желающим, но и пересмотреть сам подход к восприятию и усвоению информации в корне. В программу тренингов по развитию памяти, как правило, входит развитие эйдетической памяти. Этот вид памяти неразрывно связан с запечатлением не непосредственно предмета, а некоторого его образа. Оперируя собственными возможностями, Вы можете расширить горизонты познания, научиться запоминать и воспроизводить информацию, которая будет использоваться на протяжении дальнейшей жизни, даже через несколько десятилетий.

Эйдетикой принято называть учение о наглядных образах субъективной природы. Эйдетическая память наблюдается у детей в период их развития и роста. Бывает и так, что развитую эйдетическую память можно встретить у людей, относящихся к старшей возрастной группе, но это скорее исключение из правил.

Эффективные методики запоминания субъективных образов не отрицали многие ученые прошлого века, однако описать детально особенности данного вида памяти, систематизировать и представить в виде связного учения впервые удалось ученому из Германии Эриху Иену. За последние годы запоминание путем запечатления наглядных образов стало распространенной методикой – во многих странах функционируют школы и тренинги по развитию памяти, формированию и развитию личности. Подобные тренинги учат по-иному воспринимать реальность, легко обучаться новому и моментально усваивать информацию. Многие школы по обучению английскому языку успешно пользуются техниками, основанными на воссоздании образов.

Развитие эйдетической памяти у детей

Методы обучения, предлагаемые эйдетикой, основываются на образном мышлении, что соответствует самой природе ребенка. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию мозга, делает ребенка гораздо более работоспособным, улучшает его память и способность концентрироваться, а соответственно и усваивать учебный материал.

Восприятие мира и близких становится более позитивным, а психика – устойчивее. Взаимоотношения ребенка с окружающими заметно улучшаются, он становится приветливей и любознательней. Неоспоримый плюс эйдетического обучения — ребенок учится охотно и с удовольствием. Радость обучения, как и радость от совершенных полезных дел, делает ребенка здоровее.

Мнемотехника – новейшая методика развития памяти

Мнемотехника – методика запоминания, основанная на системе внутреннего письма, то есть прямой записи связей между визуальными образами в мозг, с отражением отдельных элементов запоминаемой информации. Мнемотехника опирается на эйдетику, так как оперирует образами, но сами понятия несут в себе различную смысловую нагрузку. Мнемоническое запоминание можно разделить на 4 этапа: кодирование в образы, соединение разрозненных образов, запоминание их последовательности и последующее закрепление в памяти.
Мнемотехника подходит для запоминания информации, которую, казалось бы, невозможно запомнить (список из ста телефонных номеров, последовательность двухсот цифр). Причем усвоение происходит с однократного восприятия массива данных. Мнемотехника незаменима при изучении учебных дисциплин и обеспечивает очень глубокое понимание предмета, поскольку технологии восприятия позволяют создавать в голове яркие образные иллюстрации для сложных определений, схем, таблиц.

Было бы неверно полагать, что мнемотехника дает значительные результаты только для действенного запоминания телефонных номеров и текстов. Мнемотехника развивает связную речь у детей, помогает формировать ассоциативное мышление, кроме зрительной развивает слуховую память и, что немаловажно, способствует умению концентрировать внимание.

Мнемотехнические приемы для развития памяти

К одному из способов улучшения памяти, которое использует мнемонист, относятся свободные ассоциации. При запоминании последовательности слов, текста или речи следует отчетливо их представить и объединить в связный лаконичный рассказ. Одним словом, необходимо, чтобы получилось что-то наподобие фильма, который человек просматривает внутри себя, на своем «внутреннем экране». Основное правило — каждое очередное слово обязательно должно быть связано с предыдущим.

Другой распространенный способ — метод Цицерона. Данный метод назван в честь знаменитого оратора Цицерона потому, что тот впервые описал его и применил для подготовки перед выступлениями на публике. Придумывая речь, Цицерон прохаживался по своим просторным покоям, состоящим из множества помещений. Когда же приходило время выступать с речью, он воссоздавал в голове комнаты и вспоминал часть речи, которую готовил именно там. Данный метод прошел испытание временем, сегодня его применяют политические деятели и телеведущие. Если у Вас нет роскошных покоев как у Цицерона, можете «прикреплять» заучиваемый образ к деталям интерьера, мебели и отдельным уголкам квартиры.

Автор: Елена Седова

Просмотров: 980 | Добавил: bvickhathe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация