24 Февраль 2012
|
Людмила Власова
Развитие памяти у детей — это очень важная задача, которая стоит перед любящими родителями.
Ведь, чем лучше у ребенка будет развита память, тем легче ему будет учиться в школе.
Гуляя на площадке с детками одного возраста легко заметить, что одни дети обладают хорошей памятью и с легкостью рассказывают стихи, сказки.
Другие же дети с трудом рассказывают стихотворения, состоящие из пары строк.
Что такое память?
Память – это способность человека сохранять и воспроизводить информацию.
Выделяют различные виды памяти:
- Зрительная (запоминание образов: лиц, форм, цветов и пр.)
- Тактильная, или двигательная (память движения рук, ног и пр.)
- Слуховая (восприятие информации на слух)
- Эмоциональная (память о пережитых событиях, эмоциях)
Необходимо учитывать, что память хорошо развивается. Чем ребенок старше, тем память у него лучше.
Это связано с тем, что подростки и взрослые при запоминании используют свой опыт, ассоциации. Чем больше человек узнает, тем лучше у него память.
Память у малышей носит непроизвольный характер. Дети легко запоминают интересную для них информацию, отфильтровывая «мусор». И бесполезно заставлять ребенка запомнить что-то неинтересное.
Как развить память у ребенка?
Давно известно, что чем больше родители (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) общаются с малышом, тем ребенок быстрее развивается.
Чем больше ребенку читают книги вслух, тем лучше у него память.
То есть для того, чтобы развивать память у ребенка нужно больше с ним общаться.
Как только Ваш малыш произнесет первое слово начинайте с ним обсуждать все, что Вы видите и слышите.
Расскажите папе, чем Вы занимались на прогулке, что Вы кушали, в какие игры играли.
Естественно, что первоначально рассказывать будете Вы сами. Но потом, Ваш малыш привыкнет и будет дополнять Вас.
Таким образом для развития памяти у ребенка необходимо:
- больше разговаривать с малышом
- читать книги
- играть в игры, способствующие развитию памяти.
Игра для развития зрительной памяти: «Фокусник»
Кладем на стол несколько предметов.
Количество предметов должно быть на один больше, чем лет ребенку.
Показываем ребенку эти предметы в течение 5-10 секунд.
Затем просим ребенка закрыть глаза или отвернуться.
В это время, набрасываем платок на вещи, и с таинственным видом, говорим магические слова:
Асара-бара-чукара.
Незаметно прячем под платок один предмет.
Спрашиваем у ребенка, чего не хватает на столе.
Если ребенок несколько раз подряд не узнает, чего не хватает, то необходимо уменьшить количество предметов на столе, либо дать посмотреть на все предметы в течение более длительного времени.
Чередуйтесь с ребенком. Пусть ребенок тоже побудет фокусником.
В игре, иногда, специально давайте неверные ответы. Чтобы ребенок видел, что взрослые тоже ошибаются.
Игру можно усложнить:
- менять местами предметы
- добавлять другие предметы
- убирать один предмет и добавлять другой
Игра для развития тактильной памяти: «Кот в мешке»
Для этой игры, конечно же не надо сажать кота в мешок
А нужно взять непрозрачный мешочек и положить в него различные предметы, знакомые ребенку.
Ребенок, опустив руку в мешочек, наощупь должен узнать, что он взял.
Если ребенку трудно, помогайте ему наводящими вопросами:
- какой формы предмет
- гладкий он или шероховатый
- маленький или большой и т.д.
В магазинах продаются готовые наборы для развития тактильной памяти «Волшебный мешочек«.
Игра для развития памяти: «Сочинялка»
Игру «Кот в мешке» можно усложнить. Нужно не только доставать предметы, но и запоминать очередность доставания. Для этого сочиняем веселую историю. К примеру, ребенок достал следующие предметы:
- машинка
- кукла
- расческа
- кубик
- книга
- фломастеры
История может быть, к примеру такой. Ехала машинка. В ней сидела кукла. В руках кукла держала расческу, которой расчесывала кубик. Кубик упал и превратился в книгу, которую сразу начали читать фломастеры. Когда сочиняете истории, чаще придумывайте смешные, абсурдные ситуации. Они запоминаются лучше всего. После того, как ребенок сочинит историю, он с легкостью перечислит все, что имеется на столе. Даже, если Вы будете незаметно убирать предметы, менять их местами или дополнять новыми. Для деток постарше, с помощью игры в «Сочинялку» можно научиться легко запоминать цифры. Нужно только представить на что похожа цифра (1 — палочка, 2- лебедь и т.д.). Более подробно о различных способах запоминания цифр можно прочитать в книге «Как развить хорошую память и запоминать цифры».
Настольные игры для развития зрительной памяти
Для развития памяти у детей и взрослых очень интересны игры «Memory«.
Игра «Memory» состоит из парных карточек.
Правила игры в «Memory».
Все карточки необходимо разложить вверх рубашками.
Игроки, поочередно открывают по две карточки.
Если карточки совпали, то игрок берет их себе.
Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.
Для малышей 3-5 лет продаются наборы игр «Запоминайка«.
В серию «Запоминайка» входят игры: «Малыши», «Овощи и фрукты», «Игрушки», «Машинки».
В набор входит 12 парных карточек. На карточках нарисованы крупные забавные картинки, которые нравятся даже самым маленьким детям.
Для развития памяти у детей постарше будет интересна экономическая настольная игра «Найди евро».
Для развития памяти у ребенка можно использовать еще множество игр. Помогите своему малышу — поиграйте с ним. И результат обрадует Вас обоих.
Комментариев: 36
|
Просмотров: 2 886