Главная » 2013 » Февраль » 3 » Виды памяти. модальности внутреннего опыта
21:24

Виды памяти. модальности внутреннего опыта





Виды памяти. Модальности внутреннего опыта


В предыдущих параграфах речь шла о видах памяти, классифицированных по уровню и специфике сохранения информации: сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Существует еще одна классификация видов памяти - по так называемым модальностям человека, т. е. по способам обработки собственного внутреннего опыта. Модальности внутреннего опыта, как правило, делят на три вида: визуальную (от лат. visualis - зрительный), аудиальную (от лат. audio - слышу) и кинестетическую (от греч. kinematos - движение).
Визуальная модальность включает в себя весь опыт внутреннего мира, связанный со зрением. Прежде всего, это воспоминания, представления, конструкции осуществляемые посредством зрительных образов. Визуальную модальность обеспечивает зрительная память, которая связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Аудиальная модальность включает опыт внутреннего мира, связанный со слухом. Это воспоминания, представления, конструкции осуществляемые посредством разнообразных звуков (музыкальных, речевых и т. п.). Соответственно аудиальная модальность обеспечивается слуховой памятью, которая позволяет запоминать, сохранять и вспоминать звуки.
Кинестетическая модальность охватывает опыт внутреннего мира, связанный с движением и осязанием. Эта модальность обеспечивается сложной совокупностью таких видов памяти, как двигательная, осязательная, обонятельная и вкусовая. Данные виды памяти осуществляют процесс запоминания, хранения и актуализации различных движений, прикосновений, тактильных и вкусовых ощущений, запахов и т. д.
Любой здоровый человек обладает всеми вышеназванными видами памяти, и в своем внутреннем мире, так или иначе, пользуется языком всех трех модальностей. Однако степень выраженности модальностей внутреннего опыта у разных людей неодинакова.
Есть люди (и их преобладающее большинство), для которых приоритетной является визуальная модальность. Такие люди называются «визуала-ми»; для них наиболее значим язык зрительных образов. При осуществлении любых когнитивных операций визуалы обращаются, прежде всего, к зрительному опыту. Естественно, что у визуала доминантной является зрительная память. К примеру, вопрос «Когда ты последний раз был в лесу?» актуализирует из долговременной памяти визуала, прежде всего, зрительные образы («картинки»). Он увидит деревья на фоне неба, зеленую листву, прыгающих по веткам птиц, притаившийся под сосновыми иголками гриб, красные капли брусники.
Люди, «специализирующиеся» на аудиальной модальности (наименее распространенной), называются «аудиалами». Для аудиала приоритетным является слуховой опыт, а доминантной является слуховая память. У аудиала тот же вопрос о лесе, в первую очередь, вызовет воспоминания звуков: шум деревьев, хруст сухих веток под ногами, журчание ручья, пение птиц, стук дятла.

 Виды памяти. Модальности внутреннего опыта

Те, для кого в качестве ведущей выступает кинестетическая модальность, называются «кинестетиками». Наиболее значимыми для кинестетика являются чувственный опыт, движение, прикосновение, вкус, запахи, ощущение тепла или холода и т. п. Для кинестетика доминантным видом будет являться синтез двигательной, осязательной, обонятельной и вкусовой памяти. Вопрос о лесе заставит вспомнить запахи трав, лесных цветов, почувствовать прикосновение веток, дуновение ветра, ощутить мягкость лесного «ковра» под ногами.
Необходимо отметить, что классификация людей по модальностям внутреннего опыта (и соответственно по видам памяти) является достаточно условной, как, впрочем, и классификация по всем иным индивидуальным особенностям, к примеру, по типу темперамента. Тем не менее, в своих внутренних стратегиях большинство людей ориентируется (чаще всего бессознательно) на какую-то одну модальность в большей степени, чем на остальные. В зависимости от ведущей модальности определяется и доминирующий вид памяти.
Автору нередко приходится слышать вопрос от студентов и слушателей по поводу того, какой вид памяти более эффективен для надежного запоминания. Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, поскольку в различных ситуациях познавательной деятельности какой-либо вид памяти может проявлять как преимущества, так и недостатки по сравнению с другими видами.
К примеру, студент, у которого доминирует зрительная память, может легко запомнить и воспроизвести текст учебника или конспекта, так как продолжает «видеть» зрительно воспринятый материал в течение достаточно продолжительного времени. В то же время ему трудно запоминать (а нередко и понимать) информацию воспринимаемую «на слух». Наоборот, человеку с ведущей аудиальной модальностью и, соответственно, с доминирующей слуховой памятью, легче воспринять и запомнить информацию через аудиаль-ный сенсорный канал, но труднее это сделать посредством зрительного восприятия. Мыслительные операции у людей с разными модальностями, также протекают настолько различно, что однозначно определить эффективность какого-либо одного вида памяти не представляется возможным.

Просмотров: 1312 | Добавил: bvickhathe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация